Современная бюджетная классификация
Бюджетная классификация – это утверждённый документ, в котором отражается порядок планирования и использования бюджетов государства. Всё это достигается с помощью отнесения расходов и доходов бюджета к одной или другой группе. Она помогает объединить все финансовые показатели, унифицировать учёт и отчётность бюджетных учреждений.
Основные принципы и понятия о бюджетной классификации отражены в законе от 7 июня 1996 года – «О бюджетной классификации РФ». Но с того времени было внесено много дополнений в закон и каждый год бюджетная классификация меняется, что надо обязательно учитывать во время составления бухгалтерского отчёта и целевом расходовании бюджетных средств.
Во время разработки современной классификации бюджета, разработчики основывались на рекомендациях международных финансовых организаций, таких как, например, Международный валютный фонд. Был проведен тщательный анализ бюджетных классификаций различных стран, однако не забыли учести и российскую специфику.
Новая классификация подверглась многочисленным изменениям, как в части статей доходов, так и расходов бюджета страны, целенаправленно стремящейся к проведению реформ в экономике. Бюджетная классификация увеличилась с помощью показателей, используемых во время составления и расходования бюджета. Кроме доходов и расходов были добавлены источники финансирования бюджета и государственного долга. Общая численность блоков в современной бюджетной классификации РФ составляет 12 объединений, 11 из которых относятся к бюджетным расходам и лишь 1 к классификации доходов.
Доходная и расходная части бюджета практически полностью отвечают требованиям европейских стандартов, благодаря этому можно достаточно просто рассчитывать показатель дефицита бюджета. Кроме этого были добавлены классификация неналоговых и налоговых доходов. Дополнения в бюджетной классификации также вызваны необходимостью контроля над привлечёнными заёмными средствами, резервами золотовалютных фондов, расходованием средств различных административных территорий.
Разделение доходов бюджета РФ на налоговые и неналоговые, говорит о сближении российской классификации с европейскими стандартами. Исходя из европейских рекомендаций, под доходами налогового характера подразумеваются обязательные, безвозвратные и безвозмездные платежи в бюджет.
В налоговые доходы так же включаются пени и штрафы, оплаченные в связи с нарушением налогового законодательства. В неналоговые доходы включаются доходы государства, полученные им от собственных предприятий, нематериальных и финансовых активов, а также чистая прибыль предприятий, относящихся к ведомствам.
В новой классификации бюджета расходы распределяются в соответствие с европейскими стандартами по экономическому, функциональному и ведомственному принципу объединения бюджетных расходов. Классификация бюджетных расходов РФ показывает структуру распределения финансовых ресурсов на обеспечение функций государства. К этим расходам относятся: расходы, направленные на поддержку внутренней и внешней безопасности, на обеспечение государственного управления, на поддержку научно-технического прогресса, международную деятельность, культурное и социально-экономическое развитие.
Помимо функциональной классификации используется и экономическая классификация расходов бюджета, в которую входят три группы: текущие расходы – уплата процентов, текущие трансферы, субсидии, оплата услуг и закупка товара; капитальные расходы – формирование резервов и запасов государства, капитальное инвестирование в основные фонды, капитальные трансферы и покупка земли и активов нематериального характера; выдача кредитов с учетом погашения.